Статьи, доклады, публикации
Аксенов Дмитрий,
ООО «фолио 2000» Животные едят или автоматизация торговли зоотоварамиАвтоматизация торговли зоотоварами
В принципе, этой фразой и можно было бы ограничиться, ибо всё остальное уже вторично. Не важно, кто и как доставит еду моему или Вашему любимцу, важно то, что бы это было вовремя, и еда была качественной. Однако, на пути от конвейера Марс до миски моей кошки, упаковку Вискаса ждёт много-много приключений. Производство, склад дистрибьютора и т.д. Возьмём хотя бы одну из точек, через которые проходит такое "путешествие". Склад оптовой компании. Можно было бы сослаться на размеры складского комплекса или обороты оптовика, но я хочу указать лишь на общие моменты. "Откуда дровишки?"Самое первое - как появляется товар на складе. Конечно же, в этом процессе основное лицо - это сотрудник отдела закупок. Вероятно, что при большом ассортименте товара и высоком уровне проникновения марки на рынок (взять тот же самый Вискас), такой специалист гордо именуется "бренд-менеджером". И, формируя очередной заказ, бренд-менеджер ориентируется не только на конкретную позицию, но и на всю линейку продуктов компании. А значит, ему необходима аналитика по движению товара по конкретной товарной группе (бренду) в аналитических разрезах (например, в группе Марс мы можем выделить подгруппы кормов для Собак и Кошек).
Аналитика движения товара по бренду
Такие разрезы можно продолжать углублять по мере необходимости детализации отчётов. Например, по кошкам отдельно и отдельно по собакам.
Аналитика движения товара по бренду. Детализация
В рамках кошачьей еды можно провести деление на корма сухие и влажные. Далее - больше; можно выделить сегменты "Ваша киска купила бы Вискас" и "Шеба как проявление любви". Абсолютно аналогичным образом можно детализировать и еду для лающих любимцев. Опять-таки, в отдельную категорию (группу) удобно выделить промо-материалы - стойки, наклейки, плакаты и проч. Премиальные (бонусные) товары также желательно вынести в отдельную подгруппу в рамках данного бренда. Сюда также можно отнести сувенирку и прочую продукцию, которая не попадает в понятие продаж конечным покупателям (т.е. нам, как владельцам домашних любимцев). Программа фолио WinСклад позволяет производить такую детализацию без перестроения номенклатурного справочника. Это достигается тем, что вхождение товара (артикула) в определённую группу/подгруппу является неким характерным признаком товара. Уровень такой детализации может достигать 6 (шести!) уровней. При необходимости, иерархию можно поменять, например, сделав акцент на сегментах кормов: эконом, премиум, суперпремиальные. В каждом сегменте, опять-таки возможны такие признаки, как "лечебные корма". Если не ограничиваться крупными четвероногими домашними любимцами, то, например, во всякой всячине для хомяков (можно выделить в отдельную группу) деление может быть на аксессуары (клетки, поилки), модульные игрушки (горки, колёса, тоннели), сено и иная подстилка, еда (всякие там сладкие палочки, разносемянные смеси и проч). Аквариумистика тоже вносит свои особенности в структуру справочника товаров - аквариумы разных объёмов, конфигураций и назначений; также присуще деление на сухой и живой корм, большое разнообразие аксессуаров по уходу за пучеглазыми - сачки, кормушки, обогреватели, лампы и т.д. Аналитические отчёты в различных разрезах позволяют отделу закупок анализировать обороты, складские запасы, а также динамику поступлений и продаж во времени. Подобным образом можно анализировать идентичные показатели замещающих (конкурирующих) товаров. Удобно также просматривать сроки окончания сертификатов, например. При необходимости, закупщик связывается с поставщиком для получения свежих сертификатов. Если вести положенным образом учёт сроков годности на поступающие партии артикулов и соответствующим образом оформлять возвраты, то удобно "мониторить" складские запасы на предмет просроченного товара. Правда, необходимо признать, что это качество программы более полезным оказывается для мелкого бизнеса и предприятий среднего размера (когда объединено в "микросеть" несколько небольших "нано" - магазинов).
Отслеживание просроченных товаров
В крупных же оптовых компаниях более эффективно построить закупку и реализацию исходя из требований максимальной оборачиваемости товара при минимизации собственного складского запаса. Это, кстати, благотворно сказывается и на снижении расходов на складские площади. Закупщик также может получить информацию для взаиморасчётов с поставщиками в зависимости от условий оплаты. Это может быть и отсрочка платежа, и процент от фактических продаж, и что-либо иное. В стандартную поставку программы уже включён ABC-отчёт, отчёты о продажах по поставщикам и другие отчёты. В любом случае, каким бы широким не был ассортимент, и как бы ни строилась аналитика закупок, хранения и продаж, наша складская программа позволяет строить удобную именно вам детализацию и, при необходимости, комбинировать разные варианты. И, соответственно, получать актуальную количественную и денежную информацию в виде отчётов. Эта информация позволит наиболее оптимальным образом наполнить склад как крупного оптовика, так и субъекта малого бизнеса. "Как правильно - наложить или покласть?"Итак, благодаря усилиям специалиста отдела закупок и вопреки капризам погоды и транспортным пробкам, товар прибывает на склад дистрибьютора. Высшим пилотажем складской деятельности я считаю ведение поштучного учёта товара, когда, фактически каждая единица товара приходуется считыванием её штрих-кода. Но до сих пор, в зообизнесе, такого лично мне ни разу не встречалось (кроме мало оборачиваемых ветеринарных препаратов). Наиболее часто поштучный учёт встречается в аптечном деле, но об этом отдельный рассказ; также подобный подход применим к компьютерным компонентам, да и вообще - в тех случаях, когда в малом объёме умещается значительная стоимость (и наценка). Маржа же при оптовой торговле товарами для животных не позволяет идти на столь высокие организационные расходы. Как правило, по штрих-коду приходуются разве что минимальные упаковки товара одного артикула (например, LeChat - упаковка по 32 штучки). Соответствующая версия программы складского учёта позволяет хранить для каждого артикула несколько штрих - кодов. Основной код - это штрих-код на единицу товара, также доступны штрих-кода на упаковку, фасовку и паллету. Таким образом, если какой-либо артикул приходит на поддонах, и такая норма упаковки промаркирована своим штрих-кодом, то оприходовать на склад можно всю паллету одноразовым "пропикиванием",- программа находит штрих-код такой укрупнённой упаковки и подставляет нужное количество единиц товара. Для территориального размещения товарно-материальных ценностей на складских площадях и управления ими, можно воспользоваться либо WMS-решением от Фолио (Фолио Логистик-Склад), либо обойтись бюджетным вариантом в рамках стандартной поставки, указав в какой-либо характеристике товара постоянное складское расположение паллет с данным товаром. Соответственно, платой за бюджетное решение будет необходимость фиксирования мест "временного пребывания" товара на складе. Опять-таки, для крупного дистрибьютора данная накладная издержка допустима в силу "закона больших чисел" и даже влечёт за собой некоторые организационные плюсы (например, упрощается инвентаризация остатков либо разборка заказа в случае отказа покупателя). "Что в имени тебе моём…"Складская номенклатура бывает достаточно широка и разнообразна. Кроме нескольких тысяч активных позиций, в справочнике товаров может числиться в несколько раз большее количество "сомнительных" артикулов. Это, например, перспективные позиции, которыми организация планирует заняться в ближайшее время. Также сюда попадают те наименования, которыми больше не торгуют, но по которым могут быть возвраты из числа продаж предыдущих периодов. Могут также вестись товары - конкуренты с указанием на альтернативу (имеющийся на складе полный или частичный аналог искомого товара). Часто наименования "зависают" при вводе крупным производителем новых позиций в ассортимент; при этом складские запасы старых ещё какое-то время распродаются. Чтобы избежать данных неудобств в работе, необходимо рационально организовать структуры справочника номенклатуры товаров и ее аналитику. Как уже отмечалось, самый простой аналитический разрез номенклатуры - это по группам товаров. Сотрудники отдела продаж (и операторы выписки документов) могут просматривать номенклатуру и в другом "разрезе". Параллельно делению по группам, существует деление ассортимента на категории.
Категории товаров
В силу специфика зоорынка, к моему большому сожалению, очень мало применяются кросс-линки (пересечения) однотипных товаров. В большей степени это связано с приверженностью хозяев петсов (от pets - англ. - домашние любимцы) определённым торговым маркам. Сам на вкус не пробовал, но моя кошка готова обожраться и "Royal Canin Indoor 27" и "Purina One Indoor Formula" невзирая на торговую марку, цвет упаковки и рисунок. С точки зрения скорости исчезновения талии у животного - это взаимозаменяемые товары; однако, большая часть покупателей - это консервативные приверженцы того или иного бренда. Кстати, до сих пор не пойму, - если на кошачьем корме нарисована кошка, а на собачьем - собака, то почему на банке с тушёнкой изображена свинья или корова? Шутка. С другой стороны, в зоо-бизнесе достаточно часто проводятся разного рода акции, наподобие "Купите полтонны комкующегося туалетного наполнителя и два вызова сантехника - бесплатно". В принципе, акционный товар (если акция, например, попадает под определённый диапазон дат) можно выделить в справочнике товаров из прочих жирным курсивом, цветом… Либо просто в примечание к товару вписать условия акции. Конечно, необходимо оповестить о проведении акции, её сроке и условиях торговый персонал (операторов выписки, торговых представителей, мерчендайзеров и так далее). Корректно заполняя справочник товара, действуя в рамках определённой стратегии, вы не просто идентифицируете каждую товарную позицию. Грамотно выстроенные наименования товаров с одной стороны, фактически обеспечивают вам "безгеморройное" получение в любой момент прайс-листа достойного вида. С другой стороны, сообщая посредством наименования товарной позиции максимум её характеристик, оптовик приучает своего потребителя к быстрому и комфортному процессу составления точных заказов. Для торговых точек малого формата и для новичков бизнеса грамотный прейскурант оптовика может заменить работу с каталогами производителей. Примеры правильных наименований: указан код производителя на упаковке (710х), наименование, комплектность; через дробь - норма упаковки: Напротив же, наименования, предполагающие уже определённые навыки работы с каталогами, либо знание ассортимента определённого поставщика: Восхитительное название: Отвратительное название: Информацию о товаре удобно дополнить рисунками
Можно дополнить информацию изображением товара - тогда операторы выписки в случае затруднения смогут образно рассказать о том, что собой представляет, например, данный тип беличьего колеса. И для этого вашему сотруднику не придётся бежать на склад к полкам и выбирать нужный экземпляр. Подводя итог, можно сказать, что усилия, потраченные на формирование справочника товара, не будут потрачены даром. Не поленитесь охарактеризовать каждую строку вашего предложения и тем самым Вы сыграете на руку своему бизнесу. Конечно, здесь главное не переусердствовать,- всё-таки прейскурант это не цель, а всего лишь один из механизмов движения Вашего бизнеса. "Без бумажки ты …"Процесс работы с покупателем, предоставление ему определённого ассортимента, подготовка прейскурантов, вывешивания прайс-листов в Интернете, создание "витрин" электронных магазинов и проч…, я пропущу в силу личного неприятия современных средств продвижения товаров и услуг (особенно в Интернете). По вопросам подготовки, к примеру, электронных прайс-ов в автоматическом режиме, Вы можете обратиться к соответствующим специалистам фолио. Я же перескачу на этап резервирования товара и его отгрузки со склада получателю Прежде всего, необходимо отметить, что большинство наших клиентов-оптовиков используют механизм предварительной выписки счетов. Счёт на оплату товара в складских программах Фолио, - это, прежде всего, - документ, резервирующий товар с фиксированием некоторой отпускной цены для последующих взаиморасчётов с покупателями. Это не обязательно документ на оплату товара. Например, при приёме Заказа из программы мобильной торговли "Оптимум", в программе фолио WinСклад формируется именно счёт. Синонимом слова "счёт" можно считать "намерение". И лишь когда совпадут точки зрения продавца и покупателя на цену (скидку), а намерение продавца будет обеспечено товарным ресурсом, только тогда счёт превратиться в основание для движения финансов. В случае получения первого заказа от нового покупателя, обычно (но совсем не обязательно) документы "проходят" через юридический отдел. И уже после заведения всех реквизитов принимается решение о скидках и иных условиях работы. Важно то, что при работе с покупателями на отгрузку некоторых брэндов может быть наложен запрет. Связано это с тем, например, что данный брэнд может уже поставляться другой фирмой исходя из территориального деления. Такое практикуется в зообизнесе, например, компаниями Марс и Нестле. Нарушение договорённости карается достаточно строго, так что лучше "не дразнить гусей". В принципе, почти в любой программе есть поле (раздел) для произвольных пометок по каждому партнёру. В WinСкладе - это обширное поле "Примечание" в справочнике организаций. Чуть выше мимоходом была упомянута программа мобильной торговли "Оптимум" компании CDC. Дело в том, что крупные вендоры и производители (например, Mars, Nestle, Phillip Morris) внедряют среди своих торговых представителей решения на базе смартфонов для пресейла (формирование торговым агентом заказа непосредственно на точке) и вэнсейлинга (продажа с непосредственной отгрузкой из машины на торговой точке приехавшим туда агентом компании). На данный момент существуют внедрения связки между складскими программами дистрибьюторов и программой обслуживания "наладонников" торговых представителей. В нашем случае есть внедрения по связи между программами WinСклад и CDC-Оптимум. И эти внедрения будут развиваться. Этот счёт впоследствии обрабатывается оператором и преобразуется в документы на отгрузку товара исходя из наличия товара, финансовой истории покупателя, пожеланий по оплате, акций оптовика и многих других факторов… Более подробную информацию о возможностях программного обеспечения фолио и учтенной специфике при автоматизации торговли зоотоварами и дополнительными аксессуарами можно получить у сотрудников фирмы "фолио", задать интересующие Вас вопросы по телефону или e-mail, заказать демонстрацию программы, а также можно поработать в режиме on-line с программой фолио WinСклад или посмотреть презентацию. |