Статьи, доклады, публикации
Галина Хомякова,
компания «ФОЛИО»
Лебедев Сергей,
компания «Киа-Центр»
Версия для печати
(саморазворачивающийся архив статьи: fresh.exe - 76 Кб.)

Осетрина в ФОЛИО только первой свежести

При торговле скоропортящимся и быстрооборачиваемым товаром (например, свежие рыба и мясо) возникает ряд сложных проблем, требующих досконально продуманной организации бизнес-процессов и, следовательно, непростой системы автоматизации. Фирма "ФОЛИО" успешно внедрила систему для такого вида деятельности у одного из своих клиентов. Теперь имеется готовое решение, вошедшее в программный комплекс, поддерживающее цепочку поставок и отпуска скоропортящихся продуктов.

Рассматриваемый бизнес-процесс определяется следующими характеристиками:

  • товар быстрооборачиваемый (1 сутки);
  • на момент формирования заказа поставщику заказ клиента не сформирован;
  • при получении заказов клиентов изменение объёмов поставок невозможно (товар уже в пути);
  • в процессе транспортировки поставок возможно изменение их объёмов;
  • склад имеет производственные мощности для изменения статуса товара (предпродажная подготовка) с неопределённым в известных допусках процентом выхода;
  • доставка товара клиентам должна осуществляться точно в срок;
  • товар не подлежит длительному хранению.

Примером такого товара, а с ним и бизнес-процесса, могут служить охлаждённые морепродукты, поставляемые в рестораны, а также в гипер- и супермаркеты, с чем нам и пришлось столкнуться. Необходимо, наверное, расшифровать некоторые, определённые выше, особенности характеристик бизнес-процесса.

Клиент, к примеру, ресторан, вечером до 18-00 формирует заказ на следующий день с условием доставки утром. В это время товар находится уже в пути и, следовательно, объём поставок уже жестко определён. Количественное изменение товара при транспортировке характерно, например, для устриц, которые не все долетают до заказчика живыми и здоровыми. Другим примером неопределенности может служить предпродажная подготовка товара, которая в данном бизнес-процессе представляет собой, в частности, разделку и обработку рыбы в производственном цехе: отделение филе для выкладки сразу на прилавки магазинов. Очевидно, что в этом случае процент выхода определяется экспертно, на основании опыта и статистики и в каждом конкретном случае имеет определенный разброс.

Как же данная задача была решена компанией "ФОЛИО"?
Совместно с заказчиком был прописан весь бизнес-процесс (упрощённую схему см. на рис.1) и определены места, где необходимо и возможно формализовать алгоритмы принятия решений. Рассмотрим его более подробно.

Упрощенная схема бизнес-процесса заказчика
рис. 1. Упрощенная схема бизнес-процесса предприятия, торгующего быстрооборачиваемым товаром

Технологический (временной) цикл в данной компании предполагает подачу заявок поставщикам за 7 дней до времени поставки. Отдел поставок на основании статистики предыдущих продаж и с учётом сезонности товара формирует заявки поставщикам и вводит их в систему с указанием дня поставки. Вечером текущего дня отдел продаж обрабатывает заявки клиентов и вводит их в систему.
Программа сравнивает объёмы запланированных на данный день поставок и поступивших заявок. Если обнаруживается несоответствие (V поставок < V заявок), то по определённому алгоритму корректируются заявки индивидуально по каждому поставщику и формируется 1-й вариант накладных - первая итерация.
Далее, по мере поступления инвойсов от поставщиков, на основании объёмов, указанных в них, формируется скорректированный вариант накладных - вторая итерация.
После приёмки товара на складе по весу, количеству и качеству производится очередная коррекция накладных - третья итерация.
И, наконец, после взвешивания результатов предпродажной подготовки, производится окончательная коррекция накладных и формируются задания на сборку заказов. Данная процедура должна проводиться по каждой товарной номенклатуре. Завершается цикл вводом информации о реализации заказов, возможных расхождениях, возникших при приёмке заказчиком, а также выдерживания временных требований поставки заказов.
На основании полной информации о поставках и заказах могут быть сформированы любые отчётные материалы и проведена статистическая обработка в зависимости от требований заказчика.

Как видно из описания процесса, основную трудность при его автоматизации представляет очень сжатый цикл формирования заказов и формализация распределения товара между клиентами.

В заключение хочется отметить, что каждое новое внедрение дополняет программный комплекс "ФОЛИО" новыми, нестандартными решениями, которые позволяют применять его во всё более разнообразных сферах бизнеса.

наверх