Методическое пособие

Инна Овчинникова

Скрытые возможности программы ФОЛИО WinСклад

Глава 15.
Работа с тарой. как учитывать тару и ее своевременный возврат


Версия для печати
(саморазворачивающийся архив статьи: chapter15.exe - 76 Кб.)

Рассмотрим случай работы с тарой - например, торговля оптом пивом или яйцом с "обменной тарой". Особенность учета состоит в том, что цена продажи указывается только за жидкость, входящую в бутылку или за само яйцо. А тара (бутылка, ящик или коробка в случае с яйцом) является обменным или залоговым товаром. При продаже пива или яйца, покупатель может тару:

  • купить,
  • вернуть,
  • взять в залог с последующей оплатой или возвратом.

Есть три варианта учета тары:

  1. Рассматривать тару (бутылки, ящики, коробки) как сопроводительные параметры основного товара (пива, яйца) в документе.
  2. Рассматривать тару как самостоятельный товар, указав в карточке товара Тип Назначения - "Тара" или выделив под тару отдельную группу. В складских документах указывать основной товар и тару отдельными строками.
  3. Для тары оформлять отдельные документы с Типом операции "Тара".

Первый вариант рассмотрим на примере пива. При выборе товара "Пиво" в документ следует указывать основную единицу измерения жидкости, например, литр. Количество тары к этим литрам удобно рассчитывать в вспомогательных колонках Сумма Баллов. Эти колонки в накладной открыты для коррекции, однако, при незаполненной колонке, в момент сохранения Сумма Баллов формируется произведением значения Балла в карточке товара и значения Количества в документе.

Рассмотрим пример заполнения, когда в бутылке - 0.5л, в ящике - 20 бутылок. В Балл1 и Балл2 в Карточке Товара "Пиво" должны быть занесены коэффициенты расчета тары: 2 (1бут/0.5л) и 0.1 (1ящ/10л) соответственно. Допустим, требуется оприходовать 1 ящик пива, то есть 20 бутылок или 10 литров. В колонку Количество в документе проставляем 10 (литров). Тогда ПОСЛЕ сохранения документа (в реестре или в окне ввода документа или при печати) можно увидеть в колонках СуммаБаллов1 и СуммаБаллов2 соответственно - 20 бутылок и 1ящик.

Есть другой способ расчета тары - через фасовки. Специальная установка в Cursclad.ini -> Mfb5=1 позволяет Балл5 в карточке товара играть роль укрупненной фасовки. Тогда в поле Фасовка в Карточке Товара можно внести 0.5 литра в бутылке, а в Балл5 - 10 литров в ящике. В этом случае при вводе товара в документ СРАЗУ на экране можно увидеть число бутылок и число ящиков, настроив видимыми колонки Количество фасовок и Кол.укруп.фасовок (названия колонок можно переименовать на Бутылки и Ящики). Преимущество этого варианта в том, что ввод можно осуществлять в любой фасовке (литры, бутылки, ящики), программа автоматически рассчитает количество (и даже цену) в других единицах измерения.

При выборе способа расчета тары обратите внимание на наличие соответствующих значений в отчетах:

Основные отчеты

Фас

Баллы 1,2

Баллы 5

 Движение ТМЦ

+

 -

 -

 Взаимодействие с орг.

 -

 -

 -

 Мини-отчет

+

+

 -

 Реестр

+

+

+

 Журнал

+

 -

 -

 Справочник товаров

+

+

 -

 Справочник партий

+

+

 -

Способ учитывать тару, не как отдельный товар, а учитывать только в баллах или фасовках имеет ряд проблем:

  • невозможно получить отчет о движении тары (только мини-отчет);
  • нет возможности оформить чистую продажу тары;
  • сложно получить сумму в накладной за тару и стоимостной учет тары;
  • сложно регистрировать частичный возврат тары.

Второй вариант учета тары предполагает более детальный учет по стоимости и возврату - тара оформляется как отдельный товар. Рассмотрим на примере закупки яиц в коробках. Коробку надо оформить в Справочнике Товаров как товар группы "Тара" или назначить в Карточке Товара Тип назначения - "Тара". Во всех отчетах работает отбор по Типу назначения товара и исключая товары с указанным Типом Назначения.

В приходных накладных отдельной позицией указывать количество коробок. В контрольной дате оплаты можно указать контрольный срок возврата тары. По мере возврата тары - контрольный срок обнулять. В реестре приходных накладных накладные с просроченным сроком возврата тары будут светиться красным цветом, напоминая о долге. Если Вы используете партионный учет, контрольный срок возврата тары можно запоминать в колонке срока годности партии, а поставщика в названии партии. При выборе партии тары для возврата можно воспользоваться автоподбором партий по наименьшему сроку годности.

Чтобы оформить возврат тары поставщику, необходимо создать расходную накладную по приходным ценам тары с признаком возврата. Возвратную накладную можно создать путем загрузки соответствующей приходной накладной в расходную с последующим удалением всех строк, не имеющих отношения к таре. Либо в новую расходную накладную выбрать нужные партии тары (в имени партии указан поставщик, в дате партии - срок возврата), включить режим подстановки учетных цен и сохранить документ как возвратный. В момент сохранения при положительном ответе на вопрос "Зачесть возврат в оплату по товарам?" будут созданы взаимопогашающие банковские платежи (неучитываемые с №0) : приходный закроет возврат, расходный отметит об "оплате" предыдущую поставку возвращаемой тары. Далее при оплате основного товара поставщика (в нашем примере - яиц) можно воспользоваться автоподбором к оплате, так как отмеченные об оплате (=возврате) коробки уже не будут участвовать в автоподборе. Если же оплата яиц оформляется раньше возврата тары, лучше не пользоваться автоподбором к оплате, а загрузить приходные накладные в платеж и, удалив строки с тарой, подобрать количество товара под сумму платежа с помощью кнопки "ОплТов".

Аналогично оформляются продажи товара с тарой и ее возвратом покупателем.

Для удобства ввода тары в документ - можно воспользоваться механизмом комплектов. В Справочник Комплектов можно завести список тары на единицу товара, а название комплекта внести в Описание основного товара в Карточке Товара. Например, в Описание товара "Пиво" внести название комплекта "Тара для пива". А в Справочник Комплектов в комплект с таким названием внести товар-тару в расчете на 1 литр пива, например, бутылка - 2шт, ящик - 0.1шт. Скрытая установка: [InpDoc] -> ComplTara=1 автоматически при вводе нового товара в документ добавляет тару из комплекта, название которого указано в Описании в Карточке вводимого товара. Подстановка тары происходит из расчета введенного количества и ТОЛЬКО в том случае, если количество и цена вводятся через диалог "Введите количество и цену". Кроме того, эта установка делает доступным по нажатию правой клавиши мыши на кнопке Компл функцию Добавить тару, по которой для ВСЕХ товаров документа добавляются комплекты, названия которых указаны в Описании (Карточка товара), в соответствии с количествами данного товара в документе. Комплект, указанный в Описании товара, ищется по всем складам. Функция Добавить тару может вызываться неоднократно - перед сохранением количество тары проверяется. Меню кнопки "Удал" дополнено пунктом "Удалить тару". Все это работает только для нового (т.е. незагруженного) документа!

Третий вариант предполагает оформление тары отдельной накладной, такие накладные можно выделить Типом операции "Тара". Обратите внимание на Товарный отчет №4. В этом случае в Товарном отчете можно получить суммарные значения за выбранный период количества, учетной суммы и розничной суммы в рублях отдельно по таре.

Сделав отбор по типу операции "Тара" можно получить любой отчет ФОЛИО по движению тары. Отбор "исключая тип операции "Тара"" позволяет исключить тару из отчетов по основным товарам.


наверх