Методика ведения складского учета в примерах Страничка клиента ФОЛИО Методика ведения складского учета в примерах
Методика ведения складского учета в примерах .

Методическое пособие

Инна Овчинникова

Скрытые возможности программы "ФОЛИО WinСклад"

Глава 12
Производство и комплектация

Версия для печати
(саморазворачивающийся архив статьи: chapter12.exe - 80 Кб.)

Рассмотрим работу предприятия, которое занимается закупкой сырья, производством продукции из полимеров, переработкой отходов и продажей готовой продукции. Требуется:

  • количественный и суммовой учет сырьевых запасов,
  • соблюдение норм производства и учет отклонений в разрезе каждого вида продукции (артикула) и производственных смен;
  • расчет себестоимости производимой продукции с учетом дополнительных расходов;
  • учет отходов производства и их переработки в разрезе каждого вида продукции (артикула) и производственных смен;
  • учет задолженностей перед поставщиками сырья и покупателями готовой продукции (количественный и суммовой учет).

Предлагаем для учета на производственном предприятии выделить по крайней мере 4 логических склада - Склад сырья, Склад (Цех) производства, Склад (Цех) по переработке отходов, Склад готовой продукции.

Склад сырья

Данный склад предназначается для количественного и суммового учета задолженностей и переплат перед поставщиками сырья, также для ведения учета сырья , которое можно "отпустить в производство". Справочник товаров содержит наименования сырья. В этом складе оформляются приходные накладные сырья от поставщиков. Тару желательно (для дальнейшей отчетности) учитывать отдельными документами. Для каждой накладной указывается ТИП ОПЕРАЦИИ. Расчет с поставщиками сырья оформляется в этом складе в виде расходных платежных поручений. В любой момент можно составить отчет о долгах и переплатах (в случаях авансовых платежей) перед поставщиками.

При передаче сырья в производство оформляется накладная на перемещение со Склада сырья на склад Производство, таким образом, количество сырья на складе уменьшается, а количество сырья, находящегося в производстве, увеличивается. Накладные печатаются на складе и подписываются работниками цехов при приемке сырья.
Причем, "перемещение" происходит по учетным ценам. Таким образом, торговая надбавка в расходных накладных Склада сырья на перемещение равна нулю и на склад Производство сырье поступает по средневзвешенной цене остатка. (При наличии скрытой установки AskUch4Perem=1 в режиме сохранения документа с перемещением автоматически появляется предложение заменить цены перемещения на учетные, либо для автоматической подстановки учетных цен можно воспользоваться настройкой подстановки цен и налогов в документ с типом операции "Перемещениe" через Настройку Особых операций).
Примечание: При вводе прихода или расхода "задним" числом, происходит перерасчет учетных цен во всех последующих накладных на перемещение, поэтому они могут расходится с рассчитанными ранее ценами перемещения.

Склад (Цех) производства

Справочник товаров содержит группы товаров сырья, товаров-полуфабрикатов, товаров - готовой продукции, товаров - накладных расходов и группу товаров - отходов при изготовлении каждого вида продукции.

Благодаря накладным на перемещение со Склада сырья в Складе производства создаются приходные накладные перемещения, увеличивающие количество сырья на этом складе. Благодаря информации, получаемой из цеха, это сырье расходуется, "превращаясь" либо в готовую продукцию, либо в промежуточный продукт. Результат такого производственного процесса оформляется в виде "накладной сборки", которая представляет собой приходно-расходный документ, в котором указано:

  • какой сменой произведена продукция (можно использовать поле "ОТ КОГО");
  • количество (с минусом) использованного сырья по учетной цене (при выборе сырья из Справочника комплектов, учетные цены на сырье выставляются автоматически);
  • количество (с плюсом) произведенной готовой продукции либо промежуточного продукта (изделие, создаваемое с помощью накладной Сборки, является самостоятельным товаром с собственным названием и артикулом);
  • количество (с плюсом) полученных отходов от каждого вида произведенной продукции (отходы от каждого вида продукции являются самостоятельным товаром с собственным названием и артикулом);
  • накладные расходы (с минусом).

Для накладных расходов в Справочнике товаров заводится отдельный товар (или группа товаров) с типом товара в Карточке товара - "Услуги" (в Справочнике Назначений товаров выставить отказ от проверки количества для товаров-услуг). Для товаров-услуг в документах и Справочнике Товаров при любом методе расчета учетных цен открыто для коррекции поле Учетной цены. Учетная цена вносится вручную и рассчитывается как среднемесячное значение за единицу продукции. Количество товара-услуги в документе должно равняться количеству произведенной продукции. Таким образом, сумма накладных расходов для одной смены будет равна среднемесячному значению (по итогам прошлого месяца) за единицу продукции, умноженному на объем (количество) произведенной продукции за смену.

В системе существует Справочник Комплектов товаров, который хранит стандартный набор материалов или полуфабрикатов, входящих в готовое изделие, которое в свою очередь может являться полуфабрикатом, входящим в состав другого комплекта в качестве комплектующего. Справочник Комплектов удобен для заполнения накладных сборок. Название комплекта в Справочнике Комплектов обычно соответствует названию производимой продукции. В состав комплекта можно внести не только комплектующие (с отрицательным количеством), но и готовое изделие (с положительным количеством). Изделие, создаваемое с помощью накладной Сборки, является самостоятельным товаром, с собственным названием и артикулом. Количество каждого комплектующего в комплекте должно соответствовать количеству сырья, необходимого для производства одной единицы готового изделия согласно нормативу расходных материалов.

При выборе комплекта в накладную сборки, в документ попадет весь список комплектующих по учетным ценам и готовое изделие с автоматически рассчитанной учетной ценой. Необходимое количество комплектующих в документе рассчитывается исходя их количества, указанного в Справочнике Комплектов на единицу продукции. Для правильного расчета количеств и сумм в документе - в Справочнике комплектов у комплектующих количество должно быть указано с минусом, у готового изделия - с плюсом. Если Вы хотите учесть в себестоимости готового изделия и накладные расходы, их можно внести в Справочник комплектов как комплектующее с количеством "-1".

На практике обычно происходит отклонение от нормативов, в этом случае после выбора комплекта в документ можно изменить значение количеств на количество фактически израсходованного сырья. В этом случае себестоимость готового продукта будет формироваться на основании фактических данных (а не на основании нормативов).

Далее в накладную сборки можно ввести (как отдельный товар) образовавшиеся в процессе производства отходы. Количество (масса) отходов указывается со знаком плюс. Цена приходования отходов равна нулю (так как стоимость сырья уже вошла в себестоимость продукции).

Рублевая сумма всех комплектующих (то есть товаров с отрицательным количеством в накладной сборке) является себестоимостью (учетной ценой) готового изделия. При сохранении накладной сборки сырье со Склада Производство уменьшается, а готовая продукция (промежуточный продукт) и отходы увеличиваются. Далее промежуточный продукт может быть использован в дальнейшем производстве (здесь же, на Складе Производства). Для этого этот незавершенный продукт должен входить в какой-либо комплект, но уже со знаком минус, для производства какой-либо продукции.

Невозможно знать заранее сумму всех расходов за текущий период. Поэтому при оформлении накладных сборки на Складе Производства включаются приблизительные (планируемые) средние величины затрат на единицу того или иного вида продукции. Если Вы ведете учет по средней цене, в конце отчетного месяца, когда известны точные суммы затрат, разницу между учтенными в программе и фактическими затратами можно указать в последней накладной сборки. Учетная цена продукта этой накладной получается с неким (большим или малым) отклонением от "среднего". Но за счет того, что на Складе Производства метод перерасчета учетных цен "по средней", то себестоимость (учетная цена) готовой продукции приходит к "реальному" значению.

Готовая продукция по учетным ценам перемещается на Склад готовой продукции для дальнейшего учета и продажи. А отходы, в свою очередь, по нулевой цене отправляются на Склад Переработки.

Склад (Цех) по переработке отходов

На этом складе фактически происходит увеличение стоимости отходов на сумму расходов, связанных с их переработкой. То есть при нулевой цене прихода их стоимость становится равной стоимости расходов на переработку. Переработка регистрируется формированием накладной сборки. В результате "переработки" мы получаем опять некое сырье, которое, подобно сырью из Склада Сырья, можно переместить на Склад Производство для дальнейшей обработки.

Склад готовой продукции

На этот склад вся продукция попадает со Склада Производства, причем по ценам, включающим все накладные расходы, связанные, как с производством, так и переработкой сырья и отходов. Расчеты с клиентами оформляются в виде приходных платежей на этом складе.

Отчетность

Помимо общих отчетов интересен специальный отчет для производственников о количестве товаров на складах в пересчете на материалы (№16). Количество материала рассчитывается исходя из остаточных количеств на складе на текущий момент времени: готовой продукции, полуфабрикатов и самих материалов. Количество ("потенциальное") по готовой продукции и полуфабрикатам рассчитывается исходя из количества материалов, необходимого для изготовления данных товаров.

Пример

Рассмотрим задачу по производству полиэтиленовых пакетов. Гранулы, добавки и красители поступают на Склад Сырья, в цехе №1 производится полиэтилен в рулонах, в цехе №2 режут и спаивают пакеты. Как правильно рассчитать прибыль предприятия?

Необходимо создать 3 склада: ОСНОВНОЙ, ЦЕХ №1, ЦЕХ №2. На ОСНОВНОЙ склад приходуем сырье: гранулы, добавки и т.д. В этой же приходной накладной можно распределить по товарам дополнительные расходы - кнопка "ЗмЦен" - Доп.расходы. Общая сумма дополнительных расходов распределяется по товарам документа (пропорционально количеству или сумме) и входит в учетную цену каждого товара, увеличивая (или не увеличивая - по специальной установке) сумму по накладной. Общая сумма дополнительных расходов по документу с разбивкой по статьям автоматически заносится для информации в Примечание документа. Если оплаты поставщикам допускаются частями или общей суммой по нескольким поставкам, лучше не допускать увеличение суммы поставки в приходной накладной на сумму дополнительных расходов, иначе в отчетах долг перед поставщиком будет некорректным. Дополнительные накладные расходы можно оформить также с помощью накладной сборки, что позволит зарегистрировать сырье на складе по учетной цене, включающей в себя накладные расходы. (Для этого в Справочнике Товаров необходимо завести два артикула для одного и того же товара - с учетом и без учета дополнительных расходов, например, Артикул1 - гранулы с учетной ценой равной цене поставки, Артикул2 - гранулы, в себестоимость которых входят затраты на разгрузку, таможню, доставку и др.)

Итак, приходуем от поставщика гранулы (Артикул1), желательно с указанием партии. Этот неоплаченный приход увеличит долг пред поставщиком, пока не будет оформлен расходный платеж на имя этого поставщика. Далее оформляем накладную сборки, где в качестве организации можно указать себя или ту организацию, с которой связаны накладные расходы (по умолчанию подставляется текущая организация). В накладную сборки выбираем товар с Артикулом1 и накладные расходы со знаком минус в количествах. Статьи дополнительных расходов предварительно необходимо завести в справочнике товаров, например: "доставка" с единицей измерения - км, разгрузка-погрузка с единицей измерения - час или кг, хранение - сутки и др. В качестве товара-комплекта (товар с учетом накладных расходов) выбирается товар с Артикулом2 с тем же количеством, что и у Артикула1 в этой накладной, но со знаком плюс. Цена товара-комплекта подбирается таким образом, чтобы сумма документа стала нулевой. Обратите внимание, что в накладной для ввода открыта не только колонка "Цена", но и колонка "Сумма". В колонку "Сумма" для товара с Артикулом2 нужно внести сумму по всем комплектующим документа, чтобы вывести сумму по накладной сборки в 0. Программа сама рассчитает цену - то есть себестоимость полученного товара. После сохранения этого документа, сырье будет учитываться по себестоимости с учетом всех накладных расходов. По мере оплаты накладных расходов, накладную сборки помечайте в реестре об оплате.

Далее, в ОСНОВНОМ складе создается расходная накладная на сырье по учетным ценам (без начисления НДС) с перемещением в ЦЕХ №1. На складе ЦЕХ №1 создается накладная сборки, где в качестве комплектующих выступает сырье, добавки, затраты на производство, в качестве готовой продукции - полиэтилен в погонных метрах. Предварительно в Справочник Товаров склада ЦЕХ №1 необходимо в качестве товаров занести работы по производству, а также готовую продукцию, разделив по артикулам и партиям полиэтилен разного качества, разной толщины и ширины. После сохранения накладной сборки на складе будет учитываться полиэтилен по себестоимости, в которой учтены затраты на производство полиэтилена. Затем оформляется расходная накладная на перемещение полиэтилена по учетной цене на склад ЦЕХ№2, где аналогично собирается себестоимость готовых пакетов из стоимости полиэтилена, ручек, краски, а также работ и услуг по разрезке, спаиванию, окрашиванию и т.д. через накладную сборки.

Далее готовые пакеты с рассчитанной себестоимостью передаются накладной перемещения на ОСНОВНОЙ склад для продажи. Продажа клиентам по отпускной цене оформляется расходными накладными на сторону, разница отпускной и учетной цен даст картину эффективности предприятия. Можно настроить контроль отпуска товара по цене не ниже себестоимости или установленной рентабельной цены.

Какую аналитику можно получить в результате такой организации учета?

  • Отчет о движении товаров по всем складам покажет наличие сырья и готовой продукции в целом по фирме.
  • Отчет о взаимодействии на ОСНОВНОМ складе даст информацию о ваших взаиморасчетах с поставщиками.
  • Мини-отчет по услугам и работам на складах ЦЕХ №1 и ЦЕХ №2 даст информацию о Ваших затратах на производство.
  • Отчет о движении товаров и мини-отчет по готовой продукции даст прибыль производства и анализ самой рентабельной продукции.
Страничка клиента
Поддержка
развернуть/свернуть
развернуть/свернуть
ЧаВо
Форум
Обучение
Пресс-релизы

 о фирме | новости | программы | демо версии | цены | где купить | клиентам | дилерам | партнеры | карта сайта | поиск | домой 

Схема
проезда

© ООО "ФОЛИО-2000"

E-Mail: mail@folio.ru; SKYPE: ooofolio. Присоединяйтесь:

125315, Москва, ул. Асеева, 8, офис 23. (метро Аэропорт, Сокол)
тел/факс: 8(499)151-7738, 151-5760, 151-5553, 151-4401

домой